Что, например, держит вместе этих ребят? Он интеллигентный, сдержанный, стихи читал, тихий, не без препятствий сделал карьеру, считает, что всего достиг сам. Ценит свою сепарацию от матери и родительской семьи. Она страстная восточная женщина, готовая на многое ради семьи и детей, принадлежности большому кругу родственников. Считает, что он достиг успехов с её поддержкой. Они оба гордятся детьми.
Он мучает её своей отстранённостью и своими признаниями в увлечении другой женщиной и прямо при этом обесценивает её. Она мучает его обличениями в вине за отношения на стороне, требованиями разделить её ценности и вернуться в семью. Ты должен, если любишь детей!
Таня: При этом, и он, и она чувствуют, что они не очень знают, как правильно поступить и действительно ценят то, что наработано за 17 лет совместной жизни — 14 из них были счастливыми, в этом они сходятся.
Эпизод второй встречи
Лера: Сначала после встречи все было хорошо, правда стало спокойнее, а потом оказалось, что он взял билеты в отпуск один. (Заплакала и закричала) значит все бесполезно было.Ну и опять он мне рассказывал про эту женщину, как у них и что было. Ну расскажи им теперь, давай! (демонстративно)
Игорь: (сжав зубы) У тебя лучше получается. Да, все правда. Только ты меня сама расспрашивала. Я держался, держался, и сказал.
Лера: А что же два года врал, только сейчас рассказал!? Оба посмотрели на терапевтов.
Лера: Я буду сегодня много плакать.
Таня: Потому, что вы в отчаянии.
Лера сделала несколько выдохов. Миша предложил ей платок.
Лера: Мне так трудно с детьми и с нашим семейным конфликтом, а он взял и втайне собрался на море.
Игорь: Я так живу, мне надо сориентироваться без твоего постоянного давления и угроз, и у нас так принято было в семье мало говорить. Я не привык разговаривать вообще, ты давишь на меня постоянно.
Миша: А на первых этапах жизни вдвоём разговаривали?
Игорь: Да, я же ее завоевывал.
В дальнейшем обсуждении выяснилось, что отчуждение началось при появлении второго ребёнка, который много болел и Лера сосредоточилась на нем, ожидая того же от Игоря. А Игорь начал в этот проигрывать позиции на работе, и с трудом справлялся с делами, переживал неуспешность, и одиночество. Лера была занята и направлена к ребёнку, а он был подавлен, и искал поддержки. Оба были истощены, ждали понимания и помощи.
Прояснение этого эпизода с каждым по очереди восстанавливало для другого участника полноту фактических событий в жизни пары в тот период. В ситуации терапии в режиме здесь-и-сейчас каждый знакомился с ситуацией другого, то есть с неизвестной частью жизни другого, как-то реагировал на это сообщение и регистрировал свои реакции.
Это оказалось важным для обоих и восстановлении видения и понимания другого в полноте его человеческих обстоятельств.
Таня: Мне в какой-то момент начало казаться, что все потеряно. Когда они кричали и говорили, что больше так невозможно, и терпеть поведение другого нельзя. Когда столько скрывается, и столько ярости и обломов, то кажется трудным вновь после разрыва и переживания предательства и крушения надежд, сделать движение, что слышать и видеть другого.
Миша: Мне лично знаком этот семейный опыт родительской семьи, что близким неинтересно то, что со мной, и как я это переживаю. На каком этапе становления пары способность пропала у ребят: заметить другого в его переживаниях рядом со мной. Что с ним происходит, как он живёт? При этом открыть ему свои переживания, свои ожидания.
Время, которое вместе проживает пара, что-то делает с обоими, можно не заметить, как меняются оба партнёра и меняются их отношения. Что-то происходит с нами и с пониманием наших взаимоотношений. Мы не сразу замечаем, как и когда накапливается недовольство другим. И ещё. Изменения не приносят радость, изменения приносят боль.
Изменения, которые создают пространство, где мы на разных уровнях, на разных стадиях развития. Где один уже не чувствует себя причастным событиям другого.
Таня: Ты имеешь в виду, что граница контакта становится неощущаемой, незамечаемой нами обоими. Это слияние, как вариант жестокости друг к другу, как говорит Перлз.
Миша: Да. Я думаю, что это упрощает на первый взгляд общение: я становлюсь функциональным, непредъявляемым, холодным и дистантным. «Дал тебе денег и молодец». Что провоцирует атаки другого. «Я все для тебя делаю, а ты меня даже в ресторан не приглашал, а я хотела, а ты не догадывался».
Таня: Да, было важное место, Игорь искренне удивился, что Лера ждала приглашения, а Лера не говорила об этом. Она думала, что ресторанную еду он не любит. Получается, такому срыву контакта предшествует фрустрация со стороны партнёра, это может быть эпизод отказа другого, либо невыраженное ожидание от другого, которое другой не воплощает, и в результате тот, кто надеялся и молчал расстраивается, отчуждается.
В реальности ребята вроде старались как-то и заботились друг о друге, и оба промахнулись. При этом поведение другого было обесценено другим.
Миша: Чтобы сохранить себя в своей интенциональности, человек идет к кому-то вне пары. Эти новые отношения не дают удовлетворения и к тому же разрушают и те отношения, в которых я нахожусь.
Таня: Хотя люди настроены на создание новой счастливой жизни с кем-то лучшим или облегчение жизни в своей паре за счёт сброса напряжения. Иногда ведь удаётся и это, но в ситуации, когда новая ситуация запускает поиск новых контактных форм. Или же напротив, появляется в других отношениях ещё один источник одинокого фантазирования и невыраженных ожиданий.
И короткое резюме. На что мы ориентируемся, когда работаем
Фокусировки терапевтической работы по Маргарите Спаньоло-Лобб:
1) способность видеть другого как другого;
2) умение проводить различие между контактным желанием другого и реакцией боли и гнева, которая возникает у меня в ответ на его поведение;
3) умение доверять отношениям и прыгать в неопределенность, ориентируясь в своём поведении на желания другого( изменяться под других), а не желание сделать что-то с нашими старыми ранами, что до сих пор не удалось
Михаил Зотов
детский семейный психолог, гештальт терапевт
Страничка автора
Поломошнова Татьяна Николаевна - клинический психолог, практикующий гештальттерапевт, арт-терапевт,
Россия, Москва,
Институт Интегративной Гештальт-терапии(СПб):
тренер и супервизор, школа "Путь Зерна: психолог