Пассивная агрессия – это намеренный, скрытный способ выражения чувства гнева. Боясь, что жизнь станет хуже, если другие люди узнают об их гневе, пассивно-агрессивный человек выражает свои чувства не напрямую, а через различные поступки, которые должны «достать» другого человека, но так, чтобы он не понял что их вызывает. Наиболее распространенные приемы пассивно-агрессивного поведения в офисе:
- Постоянно «забывать» дедлайны или «случайно не туда положить» важные документы
- Тянуть время с выполнением заданий или выполнять их неэффективно
- Не предпринимать никаких действий для предотвращения назревающей проблемы
- Умалчивать о важной информации
- Постоянно жаловаться и обвинять других (часто руководство) в их проблемах
- Снижать авторитет других через слухи, сплетни, жалобы и недомолвки
- Ставить коллег в неловкое положение перед другими – например во время совещания или презентации
- Оставлять записки, голосовые сообщения или писать электронные письма для того, чтобы избежать личного общения
- Избегать обсуждения или дуться вместо того, чтобы высказать свою точку зрения или свои потребности
- Использовать слова «прекрасно», «мне все равно» для того, чтобы оборвать обсуждение.
- Давать фальшивые обещания измениться, не собираясь менять свое поведение.
Цель пассивно-агрессивного человека – заставить других почувствовать недовольство, заставить других выплеснуть гнев, который он таит в самом себе. Такой коллега чувствует удовлетворение и личную власть когда его или ее действия приводят к тому, что кто-то другой открыто злится, заставить коллегу потерять спокойствие – это победа для пассивно-агрессивного коллеги.
Самая лучшая стратегия взаимодействия с таким коллегой - распознать его и принять осознанное решение оставаться спокойным и профессиональным. Конечно, это проще сказать, чем сделать, так как пассивно-агрессивные люди - мастера нажимать на нужные кнопки. Ключ в том, чтобы распознавать приемы пассивно-агрессивного поведения и знать совершенно точно, с чем вы имеете дело.
Как лучше всего реагировать? Что можно сказать в ответ на сарказм, ядовитые комментарии и т.д.?
Эмоционально нейтральные ответы – это лучшее, что можно сделать. Если пассивно-агрессивный человек почувствует, что он с успехом «достает» вас, игра сложится не в вашу пользу. Избегайте саркастических ответов, раздражения в голосе, агрессии в языке телодвижений, не раскрывайте ваш гнев. Вместо этого ответьте просто, не эмоционально, основываясь на фактах.
Например, если пассивно-агрессивный коллега попытается высмеять вашу работу на проекте во время совещания, вам нужно:
1. Избегать немедленного ответа перед лицом других коллег. Большинство людей распознают попытку выбить вас из колеи и будут на вашей стороне. Ваше молчание подчеркнет и привлечет внимание к непрофессиональному поведение пассивно-агрессивного коллеги – и ему/ей не понравится такое внимание, так что он/она постарается в следующий раз не создавать аналогичную ситуацию.
Или
2. Коротко обозначьте ваш вклад в проект, не опровергая и прямо не отвечая на комментарий вашего коллеги.
Не пытайтесь дать отпор коллеге во время совещания, так как присутствие других всегда повышает ставки и усиливает эмоции. Используйте я-сообщения чтобы спокойно высказать свое мнение о произошедшем вашему коллеге один-на-один после совещания. Пассивно-агрессивные люди чувствуют себя очень неуверенно в прямой конфронтации и если они поймут что вы не боитесь решать проблемы в прямом диалоге, они скорее всего постараются больше с вами не связываться.
Пассивно-агрессивные люди часто используют электронные сообщения, так как общение лицом к лицу, прямые коммуникации дискомфортны для них. Если вы получили такое сообщение, вспомните, что пассивно-агрессивный человек процветает на непрямых, скрытых провокациях. Поэтому самое лучшее что можно сделать, получив такое сообщение по электронной почте – это подойти и пообщаться лично, наедине, а если это по каким-то причинам невозможно - то по телефону.
Как сделать так чтобы пассивно-агрессивное поведение коллеги не повлияло на ваш собственный успех?
Пассивно-агрессивные коллеги часто принимают скрытые усилия, чтобы препятствовать, задержать, помешать и принизить достижения других. К счастью, есть несколько приемов чтобы противостоять этому:
1. Устанавливайте четкие ожидания, границы полномочий и ответственности, документируйте все дедлайны в начале каждой задачи или проекта и неустанно коммуницируйте с пассивно-агрессивным коллегой при любом намеке на враждебное поведение.
2. Не доставляйте ему удовольствия, показывая, что его усилия достигают цели, если он/она почувствует это, то активность его возрастет.
3. Сообщайте четкие, понятные последствия пассивно-агрессивного поведения. Таким образом человек поймет свою ответственность и цену, которую ему придется платить за свое поведение.
Если вы сделаете эти три шага, то для пассивно-агрессивного коллеги настанут перемены:
1. Оправдания типа «я не знал» уже не будут подходить
2. Удовольствие от контроля над ситуацией и провоцирования вас на проявления гнева испарится
3. Появится осознание ответственности за свое поведение