+7 965 240 8247 с 10:00 до 19:00

Нужна ли «Этика и психология семейной жизни» школьникам?

В настоящее время институт семьи претерпевает существенные изменения, находясь буквально в кризисе, происходит обесценивание понятия семья. Средний возраст вступления в брак, по данным Росстата, на сегодняшний день составляет 25 - 34 года, а продолжительность брака – 1 год: более 50% заключенных в 2017 году актов записи гражданского состояния были расторгнуты на первом году семейной жизни.

21 век - век технологий; чувства и эмоции, незаметно для всех, ушли на задний план. Живое общение заменили на переписки в социальных сетях, встречи всё чаще проходят он-лайн.

Мы обучаем наших детей всему: математическому анализу, теоремам Пифагора, что происходит при распаде веществ, но как часто мы упускаем из виду самое важное. Это простое человеческое общение, дружба, любовь, способность построить семью и почему семья - это важно.

От нынешних подростков мы всё чаще слышим: «Я никогда не женюсь, не выйду замуж и детей иметь тоже не хочу». Наверное, им позволительно так думать, ведь они подростки. И вот они немного подрастут и передумают. Женятся, а что дальше?

Жили 2 разные планеты, встретились. Решили создать свою, отдельную. Приходит новоиспечённый муж домой, а жена его встречает вся такая при макияже, в красивом платье. Спрашивает как дела, что нового, и вся такая задорная. А молодой муж и не понимает, чего это она вьётся как юла. Раз приходит, праздник может какой, два приходит, три…. Всё тоже самое. Странно… А молодая супруга и не понимает, чего такой угрюмый муженёк то, может чего не так делаю. Жмёт плечами. А всё ведь просто. Дома у мужа, в его родительской вселенной, мама папу встречала в халатике, в бигудях, и, похоже, это было больше не на праздник, а на «ты пришёл, ну наконец-то!». Дома у жены, всё было иначе. Вот она и действует так, как знает. А ведь они просто напросто не договорились о том, как будет у них, каждый действует по привычке и опираясь на собственный опыт и знания. Или извечная борьба о том, кто выносит мусор: он или она? Или оба? Откуда молодой паре знать о том, что им просто нужно договориться?

В советской школе существовал предмет «Этика и психология семейной жизни», немногочисленные учебники об этом свидетельствуют. Многие мои коллеги делятся своим опытом такого предмета во времена их обучения в школе и рассказывают о том, что это было интересно.

Мы, с моей коллегой, семейным психологом Екатериной Сивановой, решили возродить этот предмет (дисциплину) в одной из столичных школ в качестве дополнительного образования для подростков 9-11 класс. Сначала молодёжь отнеслась к такой житейской теме со скепсисом. На первом занятии они уже поняли, что с ними будут говорить по взрослому на взрослые темы секса, бюджета, профессии, мужей, жён, семейных систем, личного пространства и личных границ, зоны комфорта и т.д. Конечно, половины из этих терминов они не знали, а когда узнали это имело «Вау!» эффект и реакцию «Так вот почему» и мою любимую «А что так можно?».

Говорили и о простом. О традициях, о функциях семьи, о том зачем вообще люди вступают в брак.

Современные дети как никогда остро нуждаются в поддержке семьи. В разговорах шёпотом о том, что их волнует и просто быть рядом со своими родителями. Секрет дружбы и гармоничных отношений вовсе никакой секрет: с подростками можно и нужно говорить. Не отчитывать, не пренебрегать их увлечениями, а интересоваться и ценить их достижения, даже если это первое место в каком-нибудь сетевом чемпионате по игре в плейстейшн.

Занятия по данному курсу строятся разными методами: они обладали и лекционной частью, когда мы рассказывали о чем-то, много было практической части, так, например, задачи на семейный бюджет. Дано: семья, мама, папа, малыш, ипотека либо съёмное жильё (это дети решали сами). Доход такой-то. Как сделать так, чтоб на всё хватало. И молодые люди, организовавшись в тройки, четверки, расписывали, куда и сколько нужно и можно потратить, где есть шанс сэкономить и т.д. Вырабатывались целые стратегии, кто-то подключал финансовую поддержку от родителей, кто-то просто её исключал. Очень наглядное упражнение и очень из жизни.

Мы говорим о том, как говорить «Нет». Это одновременно интимная тема и, в то же время, очень острая. Важная, как для мальчиков, так и для девочек. Мы, взрослые, не всегда умеем сказать «Нет», когда чего-то не хотим делать, или это не входит в наш круг обязанностей. А что говорить о детях?

Откуда им узнать, про личные границы, то, как они нарушаются? Варианта два: либо родители расскажут, либо в школе. Мы как школа смогли и справились со своей задачей. Рождается один весомый вопрос: почему взрослые, родители, так боятся говорить с детьми на тему семьи? Может их собственный опыт, который они почему-то обесценили, посчитав, не идеальным? Или так сложилось исторически, им никто не рассказывал и они не стали? А может: «Да чего тут рассказывать, вот вырастут, вот женятся там и разберутся!», причин может быть сто и ещё 1.

Так же был задействован интернет ресурс: снимаются видео-подкасты, проект имеет название «Разговор со взрослым». Мы берём актуальные темы, которые волнуют детей, и в форме интервью отвечаем ребятам на их вопросы, даём практические советы, алгоритмы о том, как действовать в той или иной ситуации.

Я глубоко убеждена, что быть психически крепким, стрессоустойчивым и коммуникабельным гораздо важнее, чем знать теорему Пифагора. Она мне в жизни так и не пригодилась пока, а вот умение находить общий язык с людьми, знания из области тайм-менеджмента я применяю каждый день.

Вопреки всем аттестатам, знания о себе, психических процессах и наше психологическое здоровье куда гораздо важнее. Иначе на выходе мы получаем выпускника с расшатанной нервной системой, но золотой медалью.



medium_img_188_small.jpg
Елизавета Чемрова
Психолог, семейный психолог, школьный психолог
Страничка автора