В современном обществе отчётливо видна родительская неосведомлённость. Беря во внимание культурно-историческую цепочку родительства и то, какие изменения в нём произошли можно сделать лишь один вывод: современные родители - продукт постсоветского воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями: запретом на родительскую любовь, тревожностью, родительским стыдом и незнанием, как от всего этого избавиться и начать жизнь полной жизнью.
В одной из московских школ был организован «Родительский клуб», который стал надёжным помощником для взрослых в вопросах воспитания, а главное, понимания детей. Информация о том, что ребёнок - это зеркало семьи известна всем, но не всем понятна. Идея родительского клуба стала ответом на потребности родителей задавать вопросы. Вторым фактором и рычагом к созданию клуба стал собственный опыт работы в школе. Чем дольше я работаю в школе и занимаюсь психологическим сопровождением детей, тем больше понимаю, что в деятельности всех, кто имеет отношение к современной школе, упущен один очень важный элемент - семья.
Мы не можем рассматривать ученика только с ученической позиции. Он пришёл к нам из системы семьи и в неё возвращается после уроков.
В научной и публицистической литературе существует огромное множество книг-инструкций по воспитанию детей. Современный родитель не против изучения этих «наставлений», но не способен к применению всего, что в них описывается. Именно поэтому на деле получается так : «Давай скорее делай это, потому что так написано в книге у именитого психолога!»
Информации много, сбалансированной и не очень, доступной и той, что словно на языке инопланетян. Чтобы эту информацию простым житейским языком донести до родителей, мы создали Родительский клуб на базе обычной среднеобразовательной школы.
Родитель - это, зачастую, такой же ребёнок, травмированный своим собственным опытом: и детством, и взрослостью. У каждого за спиной огромный сундук собственных переживаний, как переработанных, так и не пережитых, а значит, трансформируемых в тревоги, неврозы, страхи и прочие увлекательнейшие вещи. В связи с этим, верно заметить, что именно взрослому нужна помощь и поддержка.
Рассмотрим и проанализируем ситуацию из жизни. Семья: жена, муж и ребёнок - школьник. Жена обижается на мужа, они поругались и перестали разговаривать. Муж поздно приходит домой, вечера жена проводит одна, делая домашние дела и помогая с уроками ребёнку. Когда муж приходит домой жена встречает его репликами о том, что ему наплевать на семью, что всё держится на ней. Обычная бытовая ссора, которая повторяется изо дня в день на протяжении долгого времени. Иными словами, муж начинает «изменять» своей семье с работой, а заправляет все это соусом «Я ведь для вас стараюсь». И свидетелем всего этого триллера становится ребёнок, который опираясь исключительно на свои ощущения от происходящего, начинает «ломаться».
У взрослых не принято посвящать ребёнка в свои проблемы и изменения. Ребёнок при этом чувствует всё происходящее и интерпретирует по-своему, по-детски, как может.
Это немедленно сказывается на его успеваемости и поведении. Он начинает грубить учителям, драться со сверстниками, иными словами, начинает вовлекать родителей во взаимодействие с ним, привлекать к себе внимание. Может быть муж и жена даже снова поругаются и скажут, что виноват во всём ребёнок. Он станет «назначенным» на эту роль, хотя по-настоящему вина лежит на плечах родителей и проблема заключена именно в их взаимодействии.
Конечно, так происходит не у всех.
Для того, чтобы поведение детей стало прозрачнее и нагляднее для родителей, мы приглашаем всех желающих в наш Родительский клуб. На этих встречах мы не читаем лекции о воспитании детей, мы не даём алгоритмов по взаимодействию и «ремонту» школьника.
Ребёнок совершенно перестал учиться? Нужно начинать искать ответ в семье. Хочет больше гулять и меньше быть дома? Пытайтесь найти ответ дома. Стал грубить всем подряд и агрессивно настроен? Присмотритесь к себе и к своим отношениям с мужем! Ничего не хочет делать? Еще раз задумайтесь, что сейчас происходит с вами!
Обращайтесь за помощью к психологам, если ответ не очевиден.
А еще есть потрясающий метод! Можно поговорить со своим ребёнком. Просто. По душам. За чашкой чая. Обнимите его и поделитесь своими переживаниями в формате «Меня беспокоит, я волнуюсь о….», а не «Ты станешь дворником, если продолжишь так учиться».
Родительский клуб в первую очередь создан для поддержки и помощи родителям, зачастую нуждающимся в «своём взрослом». На первый план выходит работа над собой, становится возможным разобраться с самим собой и своими чувствами. Вторым и сопроводительным – разобраться в отношениях с детьми.
Часто семья не готова к терапии и поэтому групповой формат клуба может стать спасательным кругом. Во-первых, группа показывает, что ты не один в своей проблеме. Во-вторых, группа при поддержке психолога является экологичной, что говорит о заботе внутреннего мира каждого участника.
Такой формат взаимодействия скорее призывает к «подумать», взглянуть на ситуацию под другим углом и сделать так, как подсказывает тебе сердце.
Для ведущих этого клуба, данный формат - новый способ взаимодействия с семьями наших учеников.
Таким образом, у нас, у взрослых, есть уникальная возможность помочь нашим детям исключить некоторые травмы и «шишки». Безусловно «сбитые коленки» тоже опыт, опыт ребёнка, который в некотором роде необходим.
Елизавета Чемрова
Психолог, семейный психолог, школьный психолог
Страничка автора